JustFun Войти
Закрыть

6 самых интересных психологических эффектов

Чтиво

Сегодня рассскажу вам о 6ти самых интересных и необычных психологических эффекта из социальной психологии. Звучит сложно, но на деле все довольно просто, например эффект Ромео и Джульеты можно также назвать "назло всем врагам" или "плевать, а мне ещё сильнее хочется" (С В. Высоцкий "Наводчица").

Итак, сегодня речь пойдет о таких понятиях как:

  • Эффект Ромео и Джульетты,
  • Эффект Очевидца,
  • Эффект Труднодостижимости,
  • Эффект Пигмалиона,
  • Эффект Зейгарник,
  • Эффект Ореола

    6 самых интересных психологических эффектов
    Самые интересные психологические эффекты


    И начнем мы с того, что всем нам в той или иной степени хорошо знакомо:
    1. «Эффект Ромео и Джульетты»
    Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.

    2. «Эффект Очевидца»
    Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

    3. «Эффект Труднодостижимости»
    В социальной психологии – феномен, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий эффект. Многие, кто действует в манере «труднодостижимости», как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, уменьшая свою социальную желанность.

    4. «Эффект Пигмалиона»
    (Pygmalion effect) Термин Э.П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с др. учениками в своей школе.

    5. «Эффект Зейгарник»
    (англ. Zeigarnik effect) — мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина — Б.В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

    6. Эффект Ореола
    Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик. Среди студентов хорошо известен миф: «вначале студент работает на зачетку, а потом она на него». Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1–2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал «эффект ореола» и он все старался «натянуть» ответ студента на «отлично».


  • Комментарии (0)

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Навигация